Воскресенье, 22.10.2017, 14:36
Приветствую Вас, Гость

Нейропсихологическая коррекция - как это работает.

Назарова Е.А., мед.психолог, нейропсихолог ГБУЗ НО КДЦ ОПЗ

Дети – удивительные создания. Они нуждаются не только в нашей безусловной любви, подтверждение которой он хотят получать каждый день, каждое мгновение своей жизни, но и в защите, поддержке, помощи. Когда у ребенка возникают проблемы с поведением, с учебой, нарушаются взаимоотношения с самыми близкими людьми, родителей начинают волновать вечные вопросы, сформулированные еще мыслителем XIX века Чернышевским: «кто виноват?» и «что делать?». Ответы ищут не только мамы и папы, но и специалисты. Причины возникновения и варианты коррекции вызывают не меньше споров, чем способы диагностики. Проводить  лекарственную терапию или обойтись мерами педагогического и психологического характера? Сравнительно молодым и новым, но уже очень перспективным направлением является нейропсихологическая коррекция.

 Нейропсихология – отрасль психологии, изучающая основу психических процессов и их связь с отдельными системами головного мозга. Современная нейропсихология исходит из положения: сложные формы психической деятельности представляют собой функциональные системы,  в регуляции которых принимает участие комплекс совместно работающих зон мозга. Так, стволовые отделы мозга и ретикулярная формация обеспечивает энергетический тонус коры и участвуют в сохранении бодрствования. Лобная, премоторная и двигательные области коры отвечают за формирование сложных намерений, планов и программ деятельности.

Нейропсихологическая сенсомоторная коррекция появилась не так давно и уже успешно зарекомендовала при таких отклонениях, как задержки психического и речевого развития, синдром дефицита внимания и гиперактивности, трудности школьного обучения. Несмотря на разную внешнюю «картинку», эти отклонения имеют, как правило, одну и ту же причину – функциональную дефицитарность определенных отделов головного мозга. На объективных обследованиях (МРТ, КТ) у ребенка не находят каких-либо структурных повреждений, однако отделы мозга не функционируют так, как положено по возрастным нормам. Самое главное, что страдают те отделы, которые должны обеспечить нужный уровень активности и выносливости. Именно они  питают весь мозг энергией, и вследствие их дефицитарности работа высших отделов становится  неполноценной.  

Вообще мозг ребенка анатомо-морфологически мало отличается от взрослого, однако в функциональном отношении различия велики. Многие мозговые структуры, присутствуя, не работают или работают не в полном объеме. Не получив определенных стимулов внешней среды, они могут вообще остаться бездействующими, несмотря на отсутствие каких либо поражений. При действии   повреждающих факторов мы видим, что  нервная система нашего ребенка не отвечает на запросы «извне», и  он отстает от других детей. К сожалению, такие отклонения встречаются все чаще и чаще, причем эта тенденция наблюдается и в детских садах, и в школах. Обычные психологические и логопедические методики по развитию речи, письма или счета оказываются несостоятельными потому, что работают не с причиной трудностей, а с ее следствием. Причина же лежит  в прямом смысле глубже - не в коре головного мозга, а в подкорковых отделах.

Встает вопрос – как же можно восполнить этот дефицит? Естественно, что чем более комплексным будет воздействие, тем быстрее и устойчивее будет эффект. Традиционно в нашей медицине используются медикаменты, массаж, иглорефлексотерапия. Но, конечно, основной метод – это лечение движением.

Методы двигательной коррекции давно зарекомендовали при решении не только двигательных, но и психологических проблем. Цель их – формирование у человека контакта с собственным телом, снятие телесных напряжений, формирование новых двигательных  (а шире – и  поведенческих) стереотипов. Сегодня у нас представлены такие направления, как цигун, йога, у-шу, традиционная лечебная гимнастика, кинезиотерапия. Эти методы во многом схожи, но не взаимозаменяемы. Различия их обуславливаются в первую очередь разными целями и разными теоретическими  истоками.

Нейропсихологическая сенсомоторная коррекция, как и сама нейропсихология, возникла на стыке и благодаря развитию таких наук, как психология и неврология. С самого зарождения нейропсихология решала практические задачи – как в годы Великой Отечественной войны, так и сегодня. Главной задачей всегда было восстановление (формирование) высших психических функций человека, в первую очередь – речи.

Работа по восстановлению функций у взрослых отличается от аналогичной работы с детьми. У взрослых больных нарушенная функция уже была до заболевания ассоциативно связана с другими. Эти связи привлекаются и используются в компенсаторных целях. У детей такие связи отсутствуют, их только предстоит создать. Такое положение имеет свои минусы и несомненные плюсы. Плюсы – в пластичности детского мозга, состоящей в том, что многие его участки не успели еще получить функциональной специализации. Они являются «свободными» и с большей степенью легкости включаются в стимулируемую деятельность.

Учитывая закономерности развития нервной системы и психической сферы, в конце ХХ века отечественными нейропсихологами был создан метод замещающего онтогенеза. Суть данного  подхода заключается в аксиоме, что воздействие на сенсомоторный уровень с учетом общих закономерностей онтогенеза вызывает активизацию развития всех высших психических функций.

Основная нашего метода – развитие мозгового обеспечения психического онтогенеза. Как известно, онтогенез – это индивидуальное развитие организма от оплодотворения до конца жизни. Задача метода замещающего онтогенеза, как указывает его автор, проф. А.В.Семенович,  – это соотнесение актуального статуса ребенка с основными этапами формирования мозговой организации психических процессов и последующее ретроспективное воспроизведение тех участков его онтогенеза, которые по тем или иным причинам не были эффективно освоены. Подкорковые отделы, дефицитарность которых сегодня встречается чаще всего, формируются до первых двух лет жизни ребенка. В нашей гимнастике мы возвращаемся «назад» и заново повторяем путь, который проходит ребенок от рождения – только уже не стихийно, а осознанно и во всей полноте. Сначала упражнения делаются лежа на спине (здесь нет нагрузки на позвоночник), потом – сидя и на четвереньках, затем – стоя. Упражнения подобраны таким образом, что обязательно нагружаются все уровни реагирования нервной системы.

Упражнения начинаются с самых простых. Их можно разбить на несколько блоков:

1.Массажный. Массажные движения применяются для улучшения кровообращения, повышения возбудимости, сократимости и эластичности нервно-мышечного аппарата и др. В нашей методике мы применяем не лечебный, а доступный всем гигиенический (растирать ушки, лицо, пальцы).

2.Дыхательный. Дыхательные упражнения оптимизируют газообмен и кровообращение, способствует общему оздоровлению и улучшению самочувствия. Они успокаивают и способствуют концентрации внимания. Вначале мы просто дышим – на вдохе распускаем мышцы живота, надуваем «арбуз», на выдохе – «сдуваемся». Далее мы начинаем увеличивать паузы между вдохом-выдохом, увеличивать время выдоха (этому очень помогает подключение гласных звуков). Далее добавляем упражнения на оральный праксис и т.д.

3.Напряжение-расслабление

4.Сжатие – растяжение.

Упражнения эти очень важны для нормализации тонуса. Любое отклонение от оптимального тонуса может являться как причиной, так и следствием эмоциональных и соматических проблем.

5.Равновесие. Именно способность удерживать равновесие  высвободила руки человеку и сделала его созидателем.  В поддержании равновесия участвует вся опорно-двигательная система, требуется определенная зрелость нервной системы. Поэтому этим упражнениям мы уделяем большое внимание и они обычно даются гораздо тяжелее других упражнений. Уже в положении лежа мы начинаем тренировать контроль головы, поскольку в норме движения и вертикальная установка туловища формируется в направлении от головы к ногам. Здесь особенно важно почувствовать свое тело, убрать зажимы – в первую очередь из шеи и плеч.

6.Разбитие синкинезий  (сопутствующих движений). Синкинезии встречаются довольно часто – например, ребенок пишет и «помогает» себе языком. Синкинезии говорят о незрелости нервной и двигательной системы, энергозатратны для организма.  Для преодоления этого недостатка мы нагружаем движением один отдел, одновременно фиксируя другой, в котором есть сопутствующие движения. Есть и специальные упражнения, когда рука идет в одну сторону, а язык – у другую и т.д.

7.Установление межполушарных взаимодействий. В первую очередь мы тренируем реципрокную координацию рук, ног.

8.Развитие тонкой (мелкой) моторики.  Важность этих упражнений переоценить невозможно. Как подчеркивает Бадалян Л.О., манипулятивная функция кисти  является высшей функцией предметной деятельности, которая в наибольшей степени развита у человека. Способность к захвату предметов и действию с ними оказывают влияние на правильное восприятие окружающего мира и развитие высшей нервной деятельности. Движения рук тесно связаны с речью и являются одним из факторов ее формирования. Язык жестов свойственен  доречевому развитию всех народов. Жестовая речь, а также манипулятивная деятельность с предметами способствует развитию высших форм интеграции, например таких, как обобщающая функция слова.

Дети любят эти упражнения больше всего, поскольку здесь есть возможность поиграть. Очень популярная игра «ДА – НЕТ», когда надо ответить движением пальца. Остальные пальцы можно придерживать, для того чтобы движение происходило только в одной фаланге пальца, было в полном объеме и легким для исполнения. Особое внимание мы уделяем работе большого пальца. Пальчиковых упражнения существует много – от повторения поз до сложных манипуляций с карандашом и другими предметами. Выполнению этих движений обязательно должно предшествовать растирание, разогрев кисти. Эти упражнения очень доступны, их можно делать  и в машине, и за столом, чередуя с другой деятельностью.

9.Глазодвигательные упражнения. Эти упражнения - одни из самых трудных. Уже лежа на спине мы начинаем слежение за предметом – сначала в направлении вверх-вниз, затем влево-вправо, а далее – во всем объеме движений глаз. Важно добиваться движений именно глазами, а не шеей и всем туловищем. Больше всего мы тренируемся движения в том направлении, где они затруднены. Часто после них  у детей устает голова. Поэтому потом желательно помассировать лицо (лоб, виски), сделать расслабляющие упражнения для глаз.

10.Развитие орального праксиса. Здесь используются традиционные упражнения для укрепления тонуса мышц языка, отработки сложных точных движений, при этом особенно важно дозировать усилия языка и мимических мышц.

11.Вращательные движения. Эти движения есть и в традционной ЛФК, и в суставной гимнастике йогов. Отличие нашей гимнастики – в различных сочетаниях, в разнонаправленности движений. Помимо тренировки движений мы здесь учимся распределять внимание, контролировать движения.

12.Динамические упражнения (лежа, на четвереньках, стоя на бегу). Помимо общеукрепляющего и активирующего действия, эти упражнения укрепляют мышечный корсет и исправляют осанку. В этих упражнениях особенно важно количество повторений, их темп и ритм. Нагрузки мы наращиваем постепенно, увеличивая темп исполнения.

13.Удержание и смена программы

14.Распределение внимания

15.Анализ и синтез

Три последних направления связаны с высшими функциями нервной системы человека. Они появляются позже других, но именно от их развития напрямую зависит адаптация человека, осознанное отношение к жизни, умение прогнозировать ситуации. Тренировка этих функций – важнейшая часть нашей гимнастики и цель  ее. Конечно, бывают дети, у которых эти функции формируются сами собой, стихийно. Но наш метод тем и хорош, что не рассматривает эти функции как исключительно врожденную одаренность.

Опираясь на исследования Выготского Л.С., Лурия А.Р., Гальперина П.Я. и многих других, отечественные психологи вывели определенные закономерности формирования психических функций: вначале эта функция разделена между двумя людьми, взрослый задает с помощью речи инструкции и способы выполнения задачи. Далее эта функция автоматизируется и становится достоянием ребенка, выполняется им сначала осознанно, а затем автоматически. Эти этапы характерны для любой деятельности.

Как известно, ребенок вначале развивается в телесном плане, а затем уже в умственном. Телесные ощущения, которые идут от органов чувств и мышц, становятся основой самосознания, чувственный опыт всегда предшествует абстрактным представлениям. Поэтому логично тренировку внимания, аналитических способностей начинать с ощущения и осознания своего состояния. Важно акцентировать на этом внимание и проговаривать это вслух. Ведь у ребенка в силу возраста еще маленький словарный запас,  не все ощущения он может обозначить, а, следовательно, и осознать. Поэтому на наших занятиях мы делаем акцент именно на телесных ощущениях, на их вербализации.

Важно подчеркнуть, что существуют различные авторские программы сенсомоторной коррекции, и  при единстве теоретической базы конкретное наполнение разных программ может отличаться. Кроме того, существуют разные формы сенсомоторной коррекции – групповые и индивидуальные. В нашем Центре в настоящее время проводятся только индивидуальные занятия. Связано это с тем, что дети все очень разные: у одного гипертонус, у другого  – гипотонус мышц, у третьего очень сильное нарушение осанки; один ребенок быстро схватывает инструкцию, другой нуждается в ее многократном повторении. Мы варьируем упражнения исходя из запросов и возможностей каждого ребенка, подстраиваемся под его темп. Здесь можно обучить произвольному напряжению и расслаблению мышц, отработать координацию движений и равновесия и т.п. Поэтому индивидуальная коррекция более качественная, более ориентированная на конкретного ребенка во всей его индивидуальности.

Обязательное требование нашего метода – ежедневные домашние занятия. Как подчеркивают все специалисты по нейрореабилитации – Бадалян Л.О, Семенович А.В., Белова А.Н. и др - только многократное повторение определенных движений самим ребенком способствует выработке устойчивого динамического стереотипа, только в таком случае упражнение  принесет пользу и станет новой привычкой. Это возможно лишь при условии каждодневных занятий.

Есть у нашей методики и противопоказания. Это эпилепсия (эпиготовность) и шизофрения и ряд других состояний. Поэтому каждого ребенка перед началом гимнастики  обязательно должен консультировать невролог и психотерапевт. Кроме того, часто бывает, что родители не справляются с ребенком,  и домашние занятия оказываются под угрозой или превращаются в пытку. Наш опыт показывает, что в таких случаях лучше сначала пройти семейную психотерапию, восстановить иерархию детско-родительских отношений и потом уже заниматься сенсомоторной коррекцией. Поэтому выбор коррекционного метода (медикаменты, сенсомоторная коррекция, психотерапия) должен определять врач-психотерапевт.

 В заключение хочется подчеркнуть, что метод сенсомоторной коррекции – это очень большая работа в первую очередь родителей, которой нельзя заниматься урывками, «между делом». Необходимо заранее запланировать и время, и «рычаги» воздействия на ребенка, самое главное – это свой собственный настрой на весь учебный год. Только в таком случае эти занятия принесут результат и будут безболезненными и для ребенка, и для взрослых.