Воскресенье, 22.10.2017, 14:45
Приветствую Вас, Гость

 

 В мае 2015 года в детском санатории "Солнечная поляна" состоялась 2-я научно-практическая конференция "Профилактика жестокого обращения с детьми и оказание помощи детям, пострадавшим от насилия". В конференции приняли участие врачи-детские психиатры, психологи и педагоги гг. Дзержинска, Арзамаса, Нижнего Новгорода, Дивеевского, Богородского и др. районов, сотрудники министерства здравоохранения Нижегородской области. 

Почти трехчасовой доклад зам.главврача по детской наркологии ГБУЗ НО "Нижегородский областной наркологический диспансер"  к.м.н. А.Л.Нелидова "Дисфункциональная семья и проблема внутрисемейных отношений"  был посвящен современному состоянию российских семей. Тотальное фактическое упразднение института семьи приводит к тому, что ныне становится нормой неправильное отношение к ребенку, включающее и жестокое, равнодушное обращение. Во многом поэтому растут обращения в коррекционные центры по поводу отклоняющегося поведения детей. А.Л. Нелидов дал некоторые алгоритмы определения психологического дискомфорта у детей в семье, чтобы педагоги и  педиатры могли распознать начало "болезни" и направить к специалистам,т.к. часто родители обращаются уже с педагогически запущенными детьми.

О реализации программы "Зрелое родительство" на базе нашего Центра рассказала к.пс.н. Пробылова В.С.. Цель групповых занятий с родителями - помочь родителям справиться с собственными эмоциональными трудностями, связанными с их детским опытом, а также повысить родительскую компетентность. На занятиях  рассматриваются трудности в поведении детей (капризы, отказы  от выполнения родительских требований, трудности общения со сверстниками и т.п.) и трудности родителей - организация игр и занятий, кормление детей, соблюдение режима дня и т.п. С помощью группы родители решают проблемы, связанные с самоотношением, уверенностью в себе. 

Главный врач нашего Центра Кондюрина А.С. рассказала об организации работы службы Детского телефона доверия в системе профилактики и оказания помощи детям и подросткам, пострадавшим от жестокого обращения и насилия. К сожалению, не всегда дети знают о наличии такой службы, в то время как Детский телефон доверия - самый быстрая и доступная возможность получить .квалифицированную помощь.

О проблемах психологической безопасности в современном информационном пространстве рассказал к.пс. н. Болотин Ю.Е., доцент кафедр социальной работы психолого-педагогического факультета Арзамасского филиала ННГУ им. Лобачевского.  В  основе его сообщения информация "Лаборатории Касперского" о поведении детей в Интернете. Помимо того, что ребенок может стать жертвой мошенничества, вовлечения в различного рода секты посредством сомнительных игр, получать вредную информацию, он подвергается и новой напасти - киберхондрии. Первое исследование данной болезни было проведено компанией Microsoft  в 2008 г. Киберхондрия - безосновательно преувеличенное беспокойство за здоровье при общих симптомах, основанное на поиске данных и соответствующей литературы в Интернете, в развитии этой болезни ведущую роль играет отсутствие желания проверить прочитанную информацию и способность людей субъективно преувеличивать вероятность возникновения неожиданных обстоятельств.  Ю.Е.Болотин привел и еще один пример пагубного воздействия Интернета. Оказывается слишком частое обращение к гаджетам влияет на процессы запоминания информации: мы не помним саму информацию, а помним, где ее взять. 

Таким образом, основу психологической безопасности ребенка в современной информационной среде составляет обеспечение его информационной безопасности.Необходимо интересоваться, чем занимаются дети в Интернете, на детском компьютере должны быть установлены средства фильтрации и родительского контроля. Нельзя верить всем и всему, что написано в Интернете - это правило должен усвоить каждый ребенок. 

В заключение конференции главврач санатория "Солнечная поляна" В.И. Ловицкий призвал всех участников конференции объединить усилия по формированию комфортной и безопасной психологической среды для детей.

Октябрь 2014г.

Сотрудники Центра главный врач, врач-психиатр А.С.Кондюрина и медицинский психолог, к.п.н. В.С.Пробылова приняли участие в III Международном форуме "Каждый ребенок достоин семьи. Образования со смыслом - "Особый ребенок в образовательном пространстве", который проходил с 20 по 23 октября 2014 года в Москве. III Международный форум "Каждый ребенок достоин семьи" - это уникальная возможность для специалистов в области детского развития, родителей и общественных деятелей  собраться за одним столом и на высоком профессиональном уровне обсудить проблемы работы с детьми с нарушениями развития, а также вопросы обучения и интеграции в общество. Форум, организуемый Фондом "Обнаженные сердца" - это площадка для общения ведущих российских и зарубежных экспертов, обмен мнениями и опытом представителей различных регионов России, а также шаг в направлении развития профессионального сообщества в России. 

 I Международный форум "Каждый ребенок достоин семьи" прошел уже в октябре 2012 года. Он был посвящен вопросам современной и эффективной помощи детям с такими диагнозами как аутизм, синдром Дауна, ДЦП и собрал 423 участника в области детского развития из 8 стран и 43 городов России. 2 сотрудника Центра - медицинские психологи Пробылова В.С. и Бушуева Д.П. приняли участие в работе I Международного форума с последующими выступлениями на секции  "Опыт работы ГБУЗ НО "КДЦ ОПЗ детей и подростков" по программе "Зрелое родительство" с детьми, страдающими расстройствами аутистического спектра.

 

Краткий отчет о деятельности ГБУЗ НО «Клинико-диагностический центр по охране психического здоровья детей и подростков» в 2013 г.

        Деятельность нашего Центра получила положительную оценку Минздрава области, а главный врач Кондюрина А.С. за большой личный вклад в укрепление системы здравоохранения награждена почетной грамотой Министерства здравоохранения НО.

       Всего наш Центр в 2013 г. посетили 29311 человек, в том числе первичных обращений – 3295.

Основными причинами обращений к специалистам Центра служат поведенческие расстройства, расстройства психологического развития и невротические, связанные со стрессом расстройства.

        Центр участвует в реализации общероссийских и региональных программ:

- По программе модернизации здравоохранения Нижегородской области  освоено 3 441 366 руб., которые направлены на укрепление материально-технической базы и внедрение современных информационных технологий в работе медперсонала.

- Реализация программы «Бесстрашное детство» по развитию системы социальной помощи и реабилитации детей, пострадавших от насилия и жестокого обращения, их родителей и виновников насилия имеет 3 направления:

      1. материальное обеспечение: в Центре модернизированы кабинеты для создания психологического комфорта детей, приобретены диагностические материалы, технологии и современное оборудование.

      2. обучение специалистов, для которых  разработана социальные и психокоррекционные программы .

      3. работа с семьями, проживающими в условиях социального риска.

     В центре по программе «Зрелое родительство» в 2013 г. прошли занятия 15 семей (30 человек).

- продолжается работа в общероссийской детской службе Телефона доверия.

     Кроме того, в настоящее время в Центре работают следующие программы:

 - «Школа для родителей аутичных детей»

- Групповые занятия Арт-терапии. В 2013 этот цикл посетили 18 семей для проработки и коррекции своих личностных проблем и неадаптивного взаимодействия с близкими.

- Психокоррекционные занятия, в том числе коррекция познавательной деятельности, коррекция межличностных отношений, нейропсихологическая коррекция (всего 443 занятия).

- Психогигиена и обучение населения. Проведено 14 лекций, 349 бесед, 3 семинара для специалистов (педагогов, врачей) и родителей. Основные темы сообщений:

     - «Тревожно-депрессивные расстройства у детей»

     - «Синдром дефицита внимания и гиперактивности»;

     - «Специфика расстройств речевого развития  у детей дошкольного возрасти»;

     - «Профилактика суицидального поведения у детей».

В мае 2013 г. в Центре прошла научно-практическая конференция на тему: «Современные подходы к лечению и реабилитации детей с расстройством аутистического спектра».

 

   С ноября 2013 года  в  соответствии с  приказом  Министерства здравоохранения РФ   от 21 декабря  2012 г.   № 1346н   «О порядке прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них»   и  в целях реализации приказа Министерства здравоохранения НО от 14.08.2013   № 1411   «О порядке прохождения несовершеннолетними осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения Нижегородской области  и в период обучения в них»  врачи-психиатры Центра принимают участие в проведении профилактических осмотров на базе детских поликлиник Нижегородского и Советского районов Нижнего Новгорода. 

 
 

6 мая 2013г. в Консультативно-диагностиче­ском центре по охране психического здоро­вья детей и подростков состоялась научно- практическая конференция по проблеме дет­ского аутизма.

Конференция была посвяще­на памяти замечательного микропсихиатра, стоявшего у истоков создания Центра, ИНЕССЫ ВАСИЛЬЕВНЫ ДМИТРИЕВОЙ. Врач-психиатр, психотерапевт, к.м.н., она 60 лет отдала психиатрии. Более 25 лет преподавала она психиатрию на кафедре Горьковского мединститута, работая асси­стентом, защитила кандидатскую диссерта­цию по психофармакологии. С 2000 г. стала работать заведующей КДО нашего Центра. Инесса  Васильевна  могла  найти кон­такт с любым ребенком,  при этом ненавязчиво показывая роди­телям этику общения с ребенком. Это поис­тине индикатор доброты, которая никогда не жалела для окружающих добрых слов, всю себя отдавая работе. Многие пациенты называли Инессу Васи­льевну ласково «бабушкой», вкладывая в эти слова родственные чувства. Столько добра, внимания, заботы, столько душевных сил от­давала она нашим пациентам.

Для молодых коллег она являлась образцом профессиона­лизма, выдержки и корректного поведения. Добрая, справедливая, мудрая. Благодаря ей адаптация молодых сотрудников протекала комфортно. Никогда и никому не отказывала в помощи, мы всегда могли рассчитывать на ее грамотный совет, в ее лице всегда находили поддержку и добрые слова.

В то же время, это человек, имевший свое собственное мнение и умевший его отстоять. Очень эрудированный человек, кото­рый, несмотря на почтенный возраст, был всегда в курсе всех событий в стране и в мире.

Уже год нет Инессы Васильевны с нами. Но светлая память о ней всегда будет жить в наших сердцах и сердцах ее пациентов.

Главный врач Центра КОНДЮРИНА А.С. во вступительной речи отметила трудности,  существующие при оказании помощи детям с аутистическими расстройствами в РФ:

1.     Не ведётся официальный статистический учет детей с аутистическими расстройствами. Частота аутизма у детей со­ставляет 4-5 случая на 10 тыс. детей, но может достигать 50-100 на 10 тыс. в детской популя­ции. В последнее время патология стала вы­являться значительно чаще. По нашему Центру: если в 2000 г. среди пациентов с аутистическим рас­стройством было выявлено 11 детей, то в 2012 уже 141 ребенок.

2.     В части регионов отсутствует комплексный подход и непрерывность реа­билитации детей с аутистическими расстрой­ствами из-за недостаточной согласованности деятельности медицинских и социальных центров, учреждений образования.

3.     Психиатрическое обследова­ние ребенка возможно с 3-летнего возраста, а аутистические проявления часто возникают гораздо раньше.

4.     Отсутствуют стандарты оказа­ния медицинской помощи детям с аутизмом.

5.     Проблемы, связанные с по­лучением инвалидности. Многие родители не знают о возможности установления инвалид­ности у ребенка с этой патологией.

6.     Адекватное обуче­ние ребенка с аутистическим спектром рас­стройств, его раннее начало является немало­важным фактором, определяющим успеш­ность реабилитационных мероприятий. Опыт организации работы в Москве показывает, что при работе с детьми с расстройством аутистического спектра необходима разработка индивидуальной коррекционной и обучаю­щей программы для каждого ребенка, так как асинхрония в развитии психических функций, формировании навыков и специфические особенности каждого ребенка делают невоз­можным создание единой для всех детей про­граммы обучения. Интеграция этих детей в существующие школы и классы — это тяже­лый болезненный процесс, который не всегда возможен. Без специализированного обуче­ния более 90% детей с аутизмом обречены на тяжелую психическую инвалидность, тогда как при своевременной и адекватной коррек­ции до 60% получают возможность учиться по школьной программе, а в условиях семьи могут быть адаптированы практически все.

Исходя из вышесказанного, понятно, что есть существенная потребность в разви­тии центров помощи аутичным детям, а глобально помогла бы в решении федеральная программа оказания медицинской помощи, принятие норматив­но-правовых актов в целях повышения эф­фективности оказания комплексной медико-социальной помощи детям с аутистическими расстройствами

О клинической харак­теристике больных с рас­стройствами аутистического спектра (РАС), лече­нии детей и подростков с РАС рассказала аудитории В. Ю. АНДРЕЮК, к.м.н, врач-психиатр, психотера­певт, заведующая психоте­рапевтическим отделением ГБУЗ НО «КДЦ по ОПЗ детей и подростков».

С какими трудностями приходится уже сегодня сталкиваться врачам в аналогичных клиниках Германии, как при­ходится разрешать ситуацию, рассказала д.м.н., профессор    Т. Н. ДМИТРИЕВА. Так, аутизм у детей стал в буквальном смысле этого слова «модным» диагнозом, не только врачи общего профиля, но и сами родители приводят к психиатру детей с абсолютной убеждённостью, что их дети — аутисты (к слову, такая же ситуация и с диагнозом «гипердинамия»). Гипердиагностика аутизма прогрессирует с каждым годом. И в этом отношении и россий­ские врачи должны быть насторожены.

Конечно, специалист практически сразу определяет, кто перед ним — истинный аутист или же фантазийный. Но убедить родителей в «нормальности» ребенка иногда оказывается много сложней, чем в обратном. Ведется скру­пулезный семейный анамнез, выясняется, что именно не устраивает в поведении ребенка родителей, и почему ребенок ведет себя таким образом. Очень помогает в дифференцирова­нии диагноза простое общение в группе с обычными детьми. Как правило, возникает довольно быстрый контакт (чего никогда не может быть у истинного аутиста), совместные игры и пр. Для выработки стратегии «лечения» проблемных детей также помогает видеосъем­ка обычной ситуации в семье, рутинного дня, взаимоотношений. Когда затем просматрива­ется этот материал семьей вместе со специали­стами, иногда даже не требуются комментарии психолога для того, чтобы понять ошибки, допускаемые взрослыми по отношению друг к другу или ребенку.

В мировой практике считается, что сим­птомы аутизма описали впервые практически одномоментно два венца (правда, живущие на разных континентах) — д-р Аспергер и д-р Каннер в конце 30-х — начале 40-х годов. Однако, по словам Т. Н. Дмитриевой, пора хотя бы в среде психиатров восстановить историческую справедливость. Уже в 20-е годы прошлого века корифей отечественной психиатрии Г. Е. Сухарева описала все сим­птомы аутизма у детей, более того, термин «аут» — «вне» был введен в ее работах, по­священных данной проблеме.

     Врач-невролог ЛАРЬКИНА Е.В. выступила с докладом на тему «Клинико-нейропсихологическая характеристика нарушений речевого развития у детей дошкольного возраста с детским аутизмом».

     О психологической помощи семьям, воспитывающих детей с аутизмом, и методах  коррекции детей с РАС рассказала кандидат психологических наук ПРОБЫЛОВА В.С. Не секрет, что больной ребенок – испытание для родителей. Не каждый взрослый может принять подобного ребенка, многие семьи распадаются. Как вести себя, как обучать «особенного» ребенка – целая наука. Поэтому в нашем Центре Вера Степановна проводит занятия не только с детьми, но и с родителями.

     Медицинский психолог НАЗАРОВА Е.А. в своем выступлении рассказала о том вкладе, который вносит нейропсихологическая сенсомоторная коррекция в лечение детей-аутистов.   Этот вид психокоррекции – один из самых «молодых», однако показал себя очень эффективным при задержке психоречевого развития, минимальных мозговых дисфункциях, синдроме дефицита внимания и гиперактивности, даже при ДЦП. Цель сенсомоторной коррекции, опирающейся на метод замещающего онтогенеза, - развитие мозгового обеспечения психического развития. Занятия включают разнообразные двигательные упражнения, «нагружаются»  все уровни реагирования нервной системы, одновременно тренируются двигательные, психические и речевые функции. Удельный вес упражнений в структуре занятий  разный, поскольку это зависит от текущего состояния ребенка. Сенсомоторная коррекция предполагает обязательную ежедневную тренировку и  требует большой активности от родителей, однако только так можно выработать новые двигательные стереотипы, новые адаптивные привычки.

Врач-психотерапевт ГЛАЗОВА Ю.А. рассказала об особенностях арт-терапии детей с аутистическими проявлениями.  Арт-терапия – лечение пластическим изобразительным творчеством с целью воздействия на психоэмоциональное состояние  пациента. В настоящее время в арт-терапию включаются как непосредственно арт-терапия, так и  видео-арт, инсталляция, перформанс, компьютерное творчество, танце-двигательная терапия, музыкальная терапия, драматерапия. Арт-терапия - один из самых мягких и в то же время глубоких методов в арсенале психологов и психотерапевтов. Особенностью психотерапии детей аутистического спектра раннего возраста является то, что потребности их проявляются в столь замысловатой форме, что могут ускользнуть от внимания наблюдателя и это затрудняет создание заранее структурированных программ. Многие специалисты склоняются к тому, что в работе с аутичными детьми больших результатов можно добиться, если какое- то время следовать за намерениями ребёнка, создавать ему условия безопасного самораскрытия, мягко подчёркивая, что его присутствие важно для терапевта, а не пытаться заставить делать его то, что запланировано.

На базе нашего Центра проводится психотерапия в   детско- родительской группе. Опыт включения в данную группу детей с относительно компенсированным синдромом Аспергера показывает, что благодаря возможности безопасно творчески проявлять себя, дети обретали уверенность в себе, обучались коммуникативным навыкам (с родителями, с другими детьми, другими взрослыми), значительно снижалась тревога родителей относительно неполноценности своих детей, стигматизация детей.

Таким образом реализуется полипрофессиональный подход к лечению и реабилитации детей с расстройствами аутистического спектра, и – что особенно важно – оказывается помощь всей семье.