Понедельник, 11.12.2017, 10:41
Приветствую Вас, Гость

 Психологические особенности понимания родителями эмоциональных состояний своих детей как одно из условий полноценного эмоционального развития дошкольников

Ступакова Ирина Николаевна, мед.психолог  ГБУЗ НО КДЦ ОПЗ,  аспирант кафедры социальной и организационной психологии Мининский государственный педагогический университет. 

Основным целеполаганием статьи является изучение психологических особенностей понимания эмоциональных состояний детей родителями как основного условия полноценного эмоционального развития детей.

Главным условием психического, в том числе и эмоционального развития ребенка, является взаимодействие ребенка с взрослым. Это взаимодействие существенно изменяется на протяжении дошкольного возраста, как со стороны иерархии воздействий взрослого (телесно – тактильные, коммуникативные, визуальные и т.д.), так и со стороны качественных особенностей каждого из компонентов в этой иерархии[9].

Одной из гипотез нашего исследования, направленного на изучение закономерностей и условий генезиса феноменологии отрицания у детей, стало выявление особенностей связи эмоционального интеллекта родителей  с пониманием ими эмоционального состояния своих детей.

Актуальность данного аспекта исследования объясняется тем, что интеллектуальная компетентность родителей в психологических особенностях развития эмоциональной сферы детей является ключевым звеном в полноценности процесса их воспитания. Особенно важным в этом процессе является осведомленность родителей о приемах, способах и правилах взаимодействия с детьми, основанных на способности понимать эмоциональные состояния  своего ребенка.

Сейчас наблюдается девальвация культуры проявления эмоциональной сферы, как взрослых людей, так и детей нашего общества. В СМИ постоянно демонстрируется чрезмерная импульсивность, нарочитая экспрессивность, отсутствие сдержанности чувств, саморегуляции в проявлении отрицательных эмоциональных состояний. Дети, в силу особой склонности к подражанию, перенимают не лучшие способы проявления своих чувств. Все это негативно сказывается на полноценности  их эмоционального развития. Родители не всегда понимают эмоциональные состояний своих детей и, не умея их распознавать - адекватно, психологически грамотно реагировать на них. Это, в свою очередь, может привести к психологическим травмам ребенка и стать риском его личностного развития. Если взрослый не смог рассмотреть, к примеру, что ребенок в подавленном состоянии и при этом применит какое—либо наказание, это может привести к тому, что ребенок захочет «уйти в себя» и не допускать взрослых в свое психологическое пространство, так как его не понимают. Так же немало важным считается и, то, в какие позы встает (какие позиции занимает) порой родитель, не зная того в каком эмоциональном состоянии находится ребенок, что может ухудшить его состояние.

А. В. Запорожец, изучая вопрос о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка, указывает на то, что развитие эмоций имеет огромное значение для разработки проблем онтогенеза человеческой психики. Причем данные разработки не могут быть сведены лишь к развитию интеллекта. Те изменения в познавательной деятельности, которые происходят на протяжении детства, необходимо связаны, как справедливо указывал А.С. Выготский, с глубокими изменениями в мотивационно-эмоциональной сфере личности ребенка. Исходя из этого, можно сделать вывод, что близким взрослым необходимо понимать эмоциональные состояния ребенка, чтобы не навредить его личностному развитию.

Как показывают результаты нашей работы в Консультативно-диагностическом центре по охране психического здоровья детей и подростков, во время консультаций родители в большей мере озабочены интеллектуальным развитием ребенка и практически оставляют без внимания уровни и качественные особенности развития его эмоциональной сферы. Исходя из этого, перед психологом встает задача убедить родителей в значимости создания условий для полноценного развития чувств ребенка и своевременного предотвращения в эмоциональной сфере негативных тенденций. На приеме мама с сыном 8-и лет. Мама воспитывает  мальчика одна. Жалобы связаны с неуспешностью мальчика в школе – невнимателен, плохо запоминает; очень волнуется в школе при устных ответах и во время выполнения контрольных заданий; волнуется дома – боится, что не справится с заданием и мама будет недовольна. Во время консультации выясняется, что мама никогда не хвалит ребенка, никогда ни взглядом, ни мимикой, ни жестом не показывает ребенку свою любовь, никогда не говорит, что она его любит. Основная потребность ребенка в любви близких людей  не удовлетворена. Мальчик растет тревожным, неуверенным в себе, с низкой самооценкой.

 Маму, воспитывающую в течение года приемную 3х-летнюю дочь, беспокоит постоянное слезливое состояние девочки. Дочка плачет утром, днем, вечером, да и по ночам это часто происходит. В беседе выясняется, что девочка до 2-х лет росла с мамой-алкоголичкой и ее гражданским мужем. Они с компанией гуляли вечерами, ночами, днем отсыпались. И в то время, когда дочка просыпалась и хотела кушать, пить, играть, общаться с близкими, внимание ей практически никто не уделял - все спали. Чтобы ее услышали, недостаточно было только слов и, очевидно, она привлекала внимание к себе с помощью крика, плача.  Девочка росла в условиях недостатка внимания, любви близких, эмоциональной депривации. И теперь она может проявлять свои чувства, желание получить внимание, какие – либо предметы от мамы только с помощью плача.

Четырехлетний мальчик любит играть палкой, стучать ею по разным предметам, в том числе и по живым. Мама с папой жалуются, что сын убил котенка, когда бил по нему палкой. Мальчик не понимает, что он совершил. У него нет жалости, сочувствия ни к этому, ни к другому котенку. Он с улыбкой рассказывает, как он ловко орудует палкой. Родители слушают его, ругают, но как они сами поступают по отношению к окружающим? Какой пример видит сын? От чего сами родители получают удовольствие, радость? Выражают горе? Как они передают ребенку свои чувства? Как они учат ребенка сопереживать чужому горю? Наверное, пришла пора им задуматься над этим.

В программное содержание консультативной работы с родителями, обращающимися к психологу важно концентрировать внимание на следующих положениях.

Эмоция —  это процесс, который возникает в ответ на значимое для индивида событие и оно в свою очередь включает 3 взаимодействующих компонента:

  1. Субъективное переживание эмоций;
  2. Физиологические процессы, происходящие в нервной,
               эндокринной, дыхательной, пищеварительной, кровеносной,
               мышечной, кожной системах организма;
  3.  Экспрессия или выразительные движения лица, рук, корпуса [7].

Определения эмоциональных явлений даются через те или иные функции, которые, по мнению ученых, ими выполняются. Данные функции различны и их достаточно много (оценочная, побудительная, смыслообразующая, подкрепляющая и т.д.), частично они повторяются у разных авторов. Конечно же, есть и исключения, которое представляет функция тонизирования, которая имеет исключительное значение для мироощущения ребенка, для профилактики и коррекции многочисленных эмоциональных расстройств в детском возрасте [9].

Родителям важно понять, что эмоции - это психические процессы, которые помогают переживать определенную жизненную ситуацию в жизни ребенка. Этот процесс у детей 5 — 7 лет выражается в интонации, мимике, пантомимике. Постоянно отмечая эти формы выражения эмоциональных состояний, родители могут не только понять состояние ребенка, но и найти своевременно адекватный способ реагировать на эти состояний.  С другой стороны, сам ребенок, овладев выразительными средствами, способен  понимать и переживать состояния окружающих его взрослых и сверстников.

Многие исследователи отмечают, что на эмоциональное развитие особое влияние оказывает развитие познавательной сферы ребенка и речевой деятельности, которая обеспечивает возможность объяснять взрослым свои эмоциональные состояния. Поэтому психологу важно знакомить родителей с речевыми формами, с помощью которых ребенок может охарактеризовать свои чувства и переживания.

Психологу важно доказать родителям, что в зависимости от деятельности ребенка обогащается спектр  его эмоциональных состояний. Ближе к 4 — 5 годам у ребенка начинает проявляться чувства долга, а уже к
6 — 7 годам оно начинает ярко демонстрироваться.

Овладение практическими нормами поведения является источником развития нравственных чувств. Переживания вызываются обществом, мнением детского сообщества. Мощным фактором развития гуманных чувств является и сюжетно – ролевая игра, передавая эмоционально – выразительное содержание дети учатся разделять переживания окружающих.

В трудовой деятельности достигая результата, полезного для окружающих, возникает радость от всеобщего успеха, удовлетворение от хорошего выполнения своих обязанностей, сочувствие усилием товарищей.

При знакомстве детей с трудом взрослых формируется любовь и уважение к нему.

Наиболее яркие эмоции ребенок испытывает в ситуации сравнения себя с положительными литературными героями, при этом  активно ему сопереживая.

Ребенок ощущает радость удовлетворения при совершении им достойных поступков и огорчение, возмущение, недовольство, когда он сам или другие нарушают общепринятые требования [4].

На протяжении дошкольного возраста наиболее общая тенденция в развитии взаимодействия матери и ребенка состоит в движении от сложного, нерасчлененного, многокомпонентного гетерогенного образования, выделению в нем все более специализированных отдельных типов действий, каждый из которых решает свои задачи, выполняет свои функции и обретает свою логику развития. В определенных сочетаниях эти действия и эмоции образуют определенный тип родительского отношения.

Еще Л. С. Выготский писал: «Можно сказать, что через других мы становимся самими собой, и это правило относится не только к личности в целом, но и к истории каждой отдельной функции» [2].

Семья является тем местом, где человек впервые начинает изучать эмоциональные состояний других. Поэтому на родителей возлагается большая роль в воспитании эмоций ребенка, а для этого они должны обладать «эмоциональным интеллектом», то есть  осознавать свои эмоции и обладать, способностью справляться со своими чувствами. Следовательно, родители, с точки зрения воспитания, должны понимать эмоции своих детей, уметь им сочувствовать, успокаивать, то есть обладать высоким уровнем эмпатийности. Под данным термином понимается постижение эмоционального состояния, проникновение — вчувствование в переживания другого человека[1]. В психологии принято выделять эмоциональную эмпатию, которая основана на механизмах проекции и подражании моторным и аффективным реакциям другого человека. Как одну из особых форм эмпатии выделяют сопереживание – переживание субъектом тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек, при помощи отождествления с ним, и сочувствие – переживание собственных эмоциональных состояний по поводу чувств другого.

Некоторые авторы отмечают, что в современных семьях развитию эмпатии в воспитании личности ребенка  уделяется недостаточное внимание[11].Нарушение же эмоционального контакта с родителями, отсутствие эмоционального принятия и эмпатического понимания наносит тяжелую травму психике ребенка, оказывая отрицательное влияние на развитие детей, формирование личности ребенка. Возникновение и формирование эмпатии происходит в процессе взаимодействия и общения  [10].В процессе развития полноценного эмоционального развития важную

роль играют близкие люди детей, а именно родители, так как от них во многом зависит эмоциональные состояния детей, и то, какие эмоциональные реакции осуществляет ребенок.

На основании вышесказанного можно сделать следующие выводы:

  1. Эмоции - это психические процессы, которые возникают в ответ на значимое для человека событие, они помогают ребенку переживать определенные жизненные ситуации.
  2. Близким взрослым необходимо понимать как свои собственные эмоциональные состояния, так и эмоциональные состояния ребенка, чтобы не навредить его личностному развитию. Ключевым звеном в полноценности процесса воспитания детей и развития их эмоциональной сферы является интеллектуальная компетентность родителей в психологических особенностях развития эмоциональной сферы.
  3. Необходимо создавать условия для полноценного развития чувств ребенка и своевременного предотвращения в эмоциональной сфере негативных тенденций; для этого родителям необходимо владеть практическими приемами развития нравственных чувств ребенка.